Shell открыла в США первую станцию по заправке автомобилей водородом. Но как скоро мы все начнем заправляться таким топливом?
В 2003 году Shell, вторая по размеру нефтяная компания в мире, совместно с одним из крупнейших производителей автомобилей, компанией General Motors, инвестировала миллиард долларов в разработку автомобилей, которые будут ездить на водороде.
Вчера эти усилия принесли один из плодов - напротив американского департамента энергетики Shell открыла первую станцию по заправке автомобилей водородом. Автомобиль, который разработала General Motors, и который использует новое топливо, состоящее из смеси водорода и кислорода, заправился на новой станции и поехал, как считают многие, в лучшее будущее, где будет меньше загрязняться атмосфера и исчезнет зависимость от нефти.
Производители автомобилей и топлива для них, а также правительство выделяют средства на разработку автомобилей на водородном топливе и на создание инфраструктуры для будущей "водородной экономики". Интерес к "бензину завтрашнего дня" возрос после того, как президент Буш принял в декабре 2003 года решение поставить водород во главу угла при разработке автомобильного топлива будущего.
Руководитель "водородного" направления компании Shell Джереми Бентам настроен оптимистично: "Открытие этой станции означает новую стадию развития "водородной экономики". В ближайшие годы, к 2010 или 2012 году, производство автомобилей, работающих на водороде, будет поставлено на поток. К 2050 году водород будет играть большую роль в производстве энергии".
Независимо от того, что легло в основу решения развивать "водородную" экономику - события 11 сентября, любовь американцев к новым технологиям или желание снизить зависимость своей экономики от нефти, которая добывается за рубежом, - это связано с коммерческими интересами, считает Бентам.
Вновь открытая станция по заправке автомобилей водородом стала одной из 90 таких заправочных станций на территории разных стран. 22 таких станции Shell построила в прошлом году в США. Но критики утверждают, что производство топлива из водорода, его доставка и хранение потребуют сотни миллиардов долларов.
Критикуют идею водородного топлива и ученые. В начале этого года американская Национальная академия наук заявила, что водородное топливо не решит энергетическую проблему, а лишь сократит парниковый эффект, и что проблемы, связанные с высокими затратами на производство такого топлива, на его транспортировку и меры безопасности при обращении с ним, невозможно решить. По словам ученых, в лучшем случае переход на "водородную экономику" займет несколько десятков лет, и поэтому в течение ближайших 25 лет вряд ли удастся добиться значительного снижения выбросов углекислого газа в атмосферу.
Доктор Джо Ромм, помощник главы Департамента энергетики в администрации Билла Клинтона, который сейчас является директором Центра по исследований глобальных энергетических и климатических проблем, в течение пяти лет курировал "водородную программу". По его словам, водородное топливо не панацея, и существуют проекты производства более экологически чистого топлива, чем водородное.
"General Motors отрицает другой вариант - разрабатывать "автомобили-гибриды", которые будут работать на бензине и на электричестве. Эта компания использует "водородный проект" в целях своей рекламы. Думаю, в будущем этот проект назовут серьезной ошибкой".
Правительства и промышленные предприятия США, Европейского союза и Японии направили на разработку автомобиля на водородном топливе более семи миллиардов долларов. Свой вклад внесли такие автомобильные компании, как Nissan и DaimlerChrysler. Руководители General Motors заявили о том, что они хотели бы, чтобы их компания продала миллион автомобилей на водородном топливе. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер пообещал выделить 100 млн долларов на строительство в своем штате дороги для "водородных" автомобилей, на которой к 2010 году будет построено более 200 заправочных станций.
"Ажиотаж вокруг создания "водородной экономики" растет, - говорит Джереми Бентам. - В нее сделаны очень серьезные инвестиции". Он сравнивает ситуацию в этой новой отрасли с разработкой мобильных телефонов, которую начали вести в 1980-х годах.
Он говорит, что произвести большое количество водорода можно без особых проблем. Только на нефтеперерабатывающих заводах компании Shell ежедневно производится 7 тысяч тонн водорода. Каждый год в мире производится 50 млн тонн этого газа, и каждый год его производится на 10% больше. Водород используется в производстве автомобильного топлива, а также удобрений.
Водород можно получить даже из морской воды, но его основной источник - природный газ, который не так безопасен для экологии, как хотелось бы автомобильным компаниям. При производстве водорода из природного газа в атмосферу выделяется большое количество углекислого газа.
Бентам утверждает, что водород намного чище, чем обычный бензин. Но разработчики водородного топлива не учитывают тот факт, что водород лишь передает энергию, а не является источником энергии. По словам Джереми Бентама, стоимость производства водородного топлива очень высока - произвести один литр такого топлива обходится от 2,5 до 5 долларов. Поэтому "в течение минимум ближайших 20 лет будет рано говорить о том, что альтернативный источник энергии станет широко распространен в США".
|