Под впечатлением от недавней встречи с еврокомиссаром Жозе Мануэлом Баррозу президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов принял решение ускорить строительство газопровода Восток—Запад. Лидер Туркмении вылетел на вертолете на компрессорную станцию "Белек", расположенную в месте будущего стыка газопровода Восток—Запад и одного из двух проектируемых трубопроводов в Европу — Транскаспийского по дну моря как части Nabucco или Прикаспийского по суше через РФ,— где и заявил, что к 2015 году газопровод мощностью 30 млрд кубометров и стоимостью $2 млрд позволит диверсифицировать экспортные поставки газа, в том числе и в европейском направлении. Фактически Ашхабад предлагает дополнительные 30 млрд кубометров газа всем желающим. Москва в ответ молчит.
Вчера сайт президента Turkmenistan.ru рассказал о внеплановой рабочей поездке Гурбангулы Бердымухамедова по Балканскому велаяту. Среди множества социальных объектов, которые интересовали главу государства, был один, пожалуй, самый важный инфраструктурный объект, который ценен как для Брюсселя, так и для Москвы. Газокомпрессорная станция (ГКС) "Белек" — это конечная точка магистрального газопровода Восток—Запад на территории Туркмении и место стыка с международными трубопроводами. "Восток—Запад позволит обеспечивать природным топливом потребителей не только на внутреннем рынке, но и создаст возможности для диверсификации экспортных поставок газа на крупнейшие международные рынки, в том числе и в европейском направлении",— пояснил господин Бердымухамедов.
Тем самым туркменский лидер напомнил о переговорах в минувшие выходные (см. “Ъ” от 18 января) с главой еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, которые длились втрое дольше запланированного протоколом времени. Еврокомиссар заявил о готовности ЕС закупать туркменский газ и предложил составить и подписать межправительственное соглашение в области энергополитики. А президент Бердымухамедов в ответ рассказал о четырех способах доставки туркменского газа в Европу. Причем первый из них — строительство Транскаспийского газопровода по дну Каспия до Азербайджана — он назвал приоритетным. Подчеркнув при этом, что вопросы юридического оформления трубы в условиях отсутствия делимитации морского шельфа на Каспии касаются только тех стран, по чьей территории он пройдет. Тем самым он постарался убедить еврокомиссара в том, что главная проблема — это деньги, а проект может быть реализован, как только будет обеспечено финансирование.
Серьезность намерений поставлять газ в ЕС Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул, конкретизировав сроки и параметры проекта внутритуркменского газопровода Восток—Запад. Он соединит восточную часть Туркмении и месторождение Южный Иолотань с запасами 3,7–18 млрд кубометров природного газа через Каракумы с КС "Белек". Президент напомнил, что 31 мая 2010 года он "лично дал старт созданию единой сообщающейся газоносной системы Восток—Запад, которая соединит все крупнейшие месторождения страны". Вчера он сообщил параметры проекта: газопровод пропускной способностью 30 млрд кубометров в год должен быть введен в эксплуатацию к середине 2015 года. Стоимость проекта превышает $2 млрд. Генподрядчики — госконцерны "Туркменгаз" и "Туркменнебитгазгурлушик". При этом в Ашхабаде считают, что именно этот проект "вносит весомый вклад в создание современной системы всеобщей энергетической безопасности" и является наглядным примером "многостороннего эффективного сотрудничества в энергетической отрасли". Отметим, что Восток—Запад соединит ряд магистральных действующих газопроводов Туркмении и позволит перебрасывать необходимые объемы газа из одного конца страны в другой, создав единую газотранспортную систему.
Вчера в Москве воздержались от комментариев по поводу заявлений президента Туркмении. "В Ашхабаде знают нашу позицию, а высказывать ее Евросоюзу мы не видим смысла",— пояснил “Ъ” источник в администрации президента РФ. Зато эксперты активно комментировали эти заявления. "Россия уже не сможет закрыть “Южный газовый коридор” Евросоюза. Примеру Туркмении вполне может последовать Узбекистан",— рассуждал глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Как заметил Максим Шеин из БКС, поскольку "Газпром" с 2009 года в четыре раза сократил закупки газа в Туркмении, то рано или поздно Ашхабад найдет способ продать свой газ в Европу. Вчера совет директоров "Газпрома" одобрил закупки газа в странах Средней Азии в объеме 38,8 млрд кубометров, что сопоставимо с уровнем 2010 года –— 38 млрд кубометров газа. В "Газпроме" не комментировали новости вокруг нового трубопровода. О Прикаспийском газопроводе сегодня в Москве, похоже, больше не вспоминают.
|