Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728




Вторник, 13.11.2018, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Эксплуатация систем котлов отопления
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2018 » Февраль » 1 » Обострение отношений ЕС и Турции может вдохнуть новую жизнь в проект Бургас – Александруполис
13:58
Обострение отношений ЕС и Турции может вдохнуть новую жизнь в проект Бургас – Александруполис

После попытки государственного переворота в Турции снова встал вопрос обеспечения стабильности грузопотока через турецкие проливы – Босфор и Дарданеллы. Риск прекращения транзита из-за обострения внутриполитической обстановки в Турции может заставить российские и зарубежные нефтяные компании перенаправить свои экспортные потоки нефти по другим направлениям. Если российские нефтяники способны осуществлять бесперебойные поставки за рубеж, используя профицитные экспортные мощности "Транснефти", то у западных компаний могут возникнуть серьезные проблемы. 

В таких условиях Болгария вновь подняла вопрос строительства трубопровода Бургас – Александруполис для поставок нефти в обход проливов. Вопросы сотрудничества в области энергетики обсуждались во время телефонного разговора между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым. 

ТЕСНЫЕ ПРОЛИВЫ

Идея строительства трубопровода возникла в середине 90-х годов. Стремительный рост добычи нефти в России и прикаспийских государствах требовал создания новых экспортных маршрутов. Поставки углеводородного сырья из России в то время осуществлялись только в западном направлении по системе, созданной в советские времена - через порт Новороссийск на юге, терминал в латвийском Вентспилсе на Северо-Западе, а также по трубопроводу "Дружба" в страны Восточной Европы. 

Наличие экспортных мощностей в Новороссийске не являлось полным решением проблемы, поскольку грузопоток проходил через турецкие проливы, где существовали серьезные ограничения, наложенные Анкарой. Несмотря на конвенцию Мотре 1936 г., согласно которой торговые суда всех стран в мирное время имеют право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. Однако, Турция, пользуясь положениям конвенции о соблюдении санитарных норм, установила жесткие правила для крупнотоннажных судов, прежде всего нефтяных танкеров. 

По этим правилам танкеры, перевозящие нефть и нефтепродукты, имеют право прохода через проливы только в светлое время суток. Из-за этого в зимний период, когда световой день короткий, время ожидания разрешения на проход достигает двух недель, что существенно увеличивает транспортные издержки и ставит под угрозу доставку грузов потребителями в срок. Кроме того, крупнотоннажные суда могут проходить проливы только с турецким лоцманом на борту, что стало хорошим источником пополнения бюджета для Анкары. 

Ситуация усугубилась после запуска в эксплуатацию в конце 2001 г. нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который соединил гигантское нефтяное месторождение Тенгиз на Западе Казахстана с морским терминалом Ново-Озереевка под Новороссийском. КТК вышел на проектную мощность 28,2 млн т/г уже в 2004 г. В прошлом году экспорт казахстанской и российской нефти через Ново-Озереевку достиг 42,76 млн т. 

ТРУБА В ОБХОД 

Решением проблемы "узкого места" мог бы стать проект нефтепровода Бургас – Александруполис. Согласно проекту, нефть, добываемая в России и Каспийской регионе, на танкерах доставляется в болгарский Бургас и по трубопроводу в обход турецких проливов перекачивается в греческий порт Александруполис на побережье Эгейского моря, откуда сырье может отгружаться потребителям по всему миру.  Глубина моря в районе Алексанруполиса позволяет принимать супертанкеры типа VLCC дедвейтом свыше 200 тыс. т. 

Инициаторами строительства стали Греция и Болгария, но только после присоединения России в лице "Транснефти" проект стал реальным. В 2007 г. специально под проект была создан "Трубопроводный консорциум Бургас – Александропулис", в число акционеров которого кроме "Транснефти" вошли "Роснефть" и "Газпром нефть". Протяженность трубопровода составляла всего 285 км, пропускная способность – 35 млн т/г с возможностью увеличения до 50 млн т/г. 

Российским компаниям в проекте Бургас – Александруполис принадлежало 51,7%, Греции и Болгарии – по 24,15%. Российские участники брали на себя обязательство обеспечить финансирование строительства трубопровода, стоимость которого оценивалась в $1,2 млрд. В начале 2007 г. Россия, Греция и Болгария в Афинах подписали межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода. 

БОЛГАРСКИЙ САБОТАЖ

При условии получения всех необходимых разрешений и согласований "Транснефть", которая уже имела опыт реализации крупных проектов, могла завершить строительство нефтепровода Бургас - Алексанруполос в течение нескольких месяцев. Однако, реализация проекта столкнулась с непреодолимой преградой – враждебной позицией нового болгарского правительства. 

Бойко Борисов ставший премьер-министром Болгарии в 2007 г. вопреки подписанным соглашениям и экономической целесообразности заявил, что проект Бургас – Алексанруполос не выгоден его стране. В итоге, в конце 2011 г. правительство София приняла решение отказаться от строительства нефтепровода, сочтя его "экономически необоснованным".  

УГРОЗА ДЛЯ ТРАНЗИТА

Во время попытки государственного переворота в Турции проход танкеров через Босфор был остановлен, но вскоре движение судов возобновилось, что было подтверждено данными системы мониторинга Marine Traffic. 

Нестабильная ситуация и резкое обострение отношений между Анкарой и Западом увеличивают риски сбоев поставок нефти из России и стран Каспийского региона на международный рынок. После последних событий в Турции опасность прекращения транзита через проливы начали осознавать в Европе. 

Глава "Транснефти" Николай Токарев 19 июля сообщил, что возглавляемая им компания получила официальное уведомление от Болгарии о планах возобновить проект Бургас – Александруполис. 

Однако, за последние несколько лет ситуация на нефтяной карте России кардинально изменилась.  Были построены нефтепроводы в Приморск и Усть-Лугу – БТС и БТС-2 – что позволило не только полностью отказаться от транзита через прибалтийские государства, но и создать профицит экспортных мощностей на западном направлении. 

После получения уведомления из Софии Токарев во время встречи с представителями прессы сообщил, что "Транснефть" способна, в случае кризисной ситуации, направить весь объем нефти и нефтепродуктов, который отгружается в Новороссийске по другим западным маршрутам. 

"Я не вижу серьезных рисков для наших нефтяников и для КТК в том числе, если какая-то коллизия произойдет в проливах", - заявил глава "Транснефти". В случае возникновения "внештатной" ситуации в проливах "Транснефть" может предложить альтернативные маршруты для российских компаний, чего не скажешь об иностранцах – в первую очередь об американцах, добывающих нефть в Западном Казахстане. 

Заявление Токорева свидетельствует о нежелании "Транснефти" возродить проект Бургас – Алексанруполос, в котором сейчас заинтересована не Россия, а европейцы и американцы. Вероятно, отказ со стороны "Транснефти" заставил болгарского премьера напрямую позвонить Путину, чтобы возобновить "энергетический диалог". 

СТРАХОВКА НА БУДУЩЕЕ

Болгария вынуждена подняла вопрос о возрождении проекта Бургас – Александруполос, поскольку, судя по всему, получила отмашку из Брюсселя. ЕС переосмысливает свои отношения с Турцией и опасается растущей энергетической зависимости от этой страны-транзитера. Кроме проливов Босфор и Дарданеллы Анкара контролирует трубопроводы Баку – Тбилиси – Джейхан и Киркук – Джейхан, по которым на мировой рынок поставляется нефть из Каспийского региона и Ирака. Строящийся "Южный энергетический коридор", предназначенный для поставок газа из Азербайджана в Европу, также проходит по турецкой территории. 

Кроме того, в будущем поток наливных грузов через проливы может значительно увеличится. После завершения расширения КТК поставки по этому нефтепроводу увеличатся более чем в 1,5 раза - до 67 млн т/г. Объемы экспорта нефти из России также растут, в том числе через Новороссийск. В январе – июле 2016 г. объем поставок российской нефти в страны дальнего зарубежья увеличился на 6,4%, составив 138,42 млн т.  Объем отгрузок только российской нефти в Новороссийске достиг 13,88 млн т – на 3,3% больше, чем за тот же период 2015 г. Кроме российской нефти через Новороссийск экспортируется сырье, добываемое в Казахстане, Азербайджане и Туркмении. 

В настоящее время "Транснефть" реализует проект строительства трубопровода "Юг", мощность которого к 2020 г. может достичь 15 млн т. Этот трубопровод позволит НПЗ Поволжья поставлять дизельное топливо в Новороссийск для экспорта на рынок Средиземноморья. 

"Роснефть" после окончания в 2017 г. модернизации Туапсинского НПЗ мощностью 12 млн планирует 90% продукции отгружать потребителям за рубежом. Ряд других российский нефтяных компаний также намерены увеличить экспорт нефтепродуктов в южном направлении – через черноморские терминалы. 

Очевидно, грузопоток через турецкие продукты в ближайшие годы значительно возрастет, что может привести к сбоям в поставках из-за увеличения времени, необходимого для прохода через Босфор и Дарданеллы. В этом случае нефтепровод Бургас – Александруполос может решить проблему турецких проливов и стать страховкой от "капризов" Анкары не только для западных компаний, но и для российских нефтяников, заинтересованных в обеспечении надежности экспорта нефти и нефтепродуктов. 

Прайм

Просмотров: 44 | Добавил: blogdyara1973 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2018